В своих статьях я не скрываю своего скепсиса относительно потенциала онлайн гемблинга, в том числе онлайн покера. В какой-то мере мой скепсис подпитывается теми вызовами, которые стоят перед онлайн покером, такими как, обременительное налогообложение и недружественные режимы регулирования. Но основным фактором неверия в долгосрочную перспективу онлайн покера стал мой собственный опыт игрока в онлайн покер в США. За те шесть лет, что я играл онлайн, произошли значительные изменения в отрасли. При этом, в процессе изменений были вскрыты фундаментальные недостатки, которые, на мой взгляд, операторы онлайн покера не смогут преодолеть.
Я начинал в 2004 с фрироллов на
Noble Poker. К лету 2005 я стал мультитейблером на
Ultimate Bet. Без преувеличений, в 2005
онлайн покер был синонимом легких денег. За столами, где играли в омаху, сидели игроки, не знающие правил игры. Игроки в холдем, которые учились покеру по ESPN, блефовали по крупному, если не получали нужных карт, но при этом не понимая, как получить максимальную выгоду со своей игры. Я видел игроков, которые неправильно читали карты на столе и ставили на стрит из четырех карт, принимали тысячи долларов со слабой парой тузов, разыгрывали любую дро комбинацию практически на любую сумму. У меня были нотсы на некоторых игроков, которые делали одни и те же ставки в зависимости от полученных карт: четверть банка при флеш-дро, половина - при топ паре, весь банк при сете. Даже не очень сильные игроки могли хорошо заработать. Для операторов онлайн покера тогда также были хорошие времена. В 2005
PartyGaming оценивалась почти в $9 млрд. The Guardian отмечали, что это дороже, чем британские иконы Rolls-Royce и British Airways. Все было слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Я думаю, что тот период был вершиной онлайн покера. Последующие годы принесли тяжелые испытания для онлайн покера. Многие покерные обозреватели обвиняют закон UIGEA в начавшихся проблемах покера в интернете. Я склонен полагать, что влияние этого акта переоценено. Конечно, UIGEA повредили репутации игры в США. Но, доходы от онлайн покера в США в 2011, были приблизительно на том же уровне, что и в 2005. Это говорит о том, что отрасль восстановилась после принятия UIGEA. Например, данные PokerHistory.eu свидетельствуют о том, что количество покерных игроков продолжало увеличиваться и после того, как в сентябре 2006 был принят UIGEA:
Этот график характеризует пиковое количество игроков по всему миру, но учитывая важность американского рынка для онлайн покера, можно говорить о том, что UIGEA не достиг тех целей, на которые надеялись его сторонники. В конце концов,
PokerStars стали доминирующим игроком на рынке после UIGEA потому, что им удалось легко привлечь американских клиентов после изгнания
PartyPoker. И до Черной пятницы для американских клиентов PokerStars или Full Tilt не составляло проблем сделать депозит в покер-румы или вывести деньги.
Основные изменения поджидали игроков не в виде законов или механизмов платежей, а в самих играх. Они стали значительно сложнее. Интересно, но то, что произошло с онлайн покером, подобно многим взлетам и падениям на Уолл-Стрит в последние десятилетия. Каждый раз, когда финансовая индустрия разрабатывала новый продукт (будь то "мусорные облигации" в 1980 году или деривативы в 2000-х), начальные прибыли были огромными. Конкуренция отсутствовала или была очень слабой. Когда другие видят, что новинка приносит деньги, они выходят на рынок. Доходы при этом падают, существующие игроки рынка, вынуждены увеличивать расходы, а в конечном итоге остается всего несколько участников рынка, которые могут рассчитывать на доходы. То же произошло в покере. В 2005 было мало хороших игроков. Еще меньше было игроков, имеющих опыт игры в
безлимитный холдем или
омаху. В 90-е королем игры был лимитный холдем, а на северо-востоке страны доминировал
семикарточный стад.
В течение нескольких следующих лет мастерство игроков выросло, широкое распространение получили такие покерные приложения, как
PokerTracker и
Hold'em Manager, и в результате за покерными столами оказалось много акул. Снижение винрейта заставило игроков играть за большим количеством столов или увеличить продолжительность сессии. Термин "гриндер" вошел в обиход, а многие плюсовые игроки сидят одновременно за 8 или 12 столами в течение многочасовой сессии и при этом получают незначительный доход, который в основном базируется на рейкбеке и бонусах. К 2008 году игры стали совсем другими по сравнению с ранними периодами онлайн покера. Мало осталось игроков, играющих только за одним столом. Даже убыточные игроки неплохо стали разбираться в теории покера и шансах. Многие игроки (я в том числе) рассматривали турниры, особенно сит энд гоу, как способ вернуть те преимущества, которые были во времена "бума Манимейкера". Но распространение книг, программного обеспечения и учебных сайтов превращало одностоловый турнир в решение математической задачи. К 2010 я практически завязал с онлайн покером - прибыльность слишком маленькая, неустойчивость - слишком велика. После Черной пятницы я обналичил несколько сотен долларов на PokerStars и играю в "живой" покер в Оклахоме. (Full Tilt все еще должен мне восемь долларов.)
Невозможно описать насколько драматические изменения произошли с онлайн покером с 2005 по 2011 годы. Но чтобы быть справедливым, нужно отметить, что операторы осознают тот факт, что покер изменился и пытаются решить проблемы.
iPoker решил расколоть свою сеть на две части, пытаясь отгородить слабых игроков от многостоловых гриндеров.
Bodog создал спорную модель рекреационного покера с анонимными столами, что должно обезопасить игроков от покерного софта, применяемого акулами. Цель предпринятых шагов - защитить игроков, вносящих депозиты (т.е. фактически "минусовых" игроков) от "плюсовых" достаточно долго для того, чтобы они не жалели о потраченном времени. По большому счету, такие игроки платят за развлечение.
Усилия по защите рекреационных игроков могут оказаться полезными, но наибольший вызов для депозитеров кроется в самой природе игры. Ахиллесова пята онлайн покера является также одной из наиболее привлекательных особенностей: скорость игры. За редкими исключениями скорость игры не позволяет слабым игрокам провести несколько подряд плюсовых сессий. Игрок в "живой" покер может увидеть 35 или 40 рук в час, онлайн игрок - как минимум вдвое больше. А если он играет за несколькими столами, то за половину дня может отыграть аналог 4-5 сессий оффлайн.
В этом то все дело. Оффлайновому игроку нужно немного удачи, чтобы получить неплохие шансы для успешного завершения дня. В живом турнире бывает достаточно одного хотстрика, чтобы попасть за финальный стол. В любом случае, минусовые регуляры могут иметь выигрышные серии, чтобы полученных денег хватило на несколько недель. В онлайн покере этой удачной серии хватит, в лучшем случае, на одну сессию или на сильное начало большого турнира. Другими слова, скорость онлайн покера и количество сыгранных рук нивелируют фактор удачи для слабых игроков. Кроме того, оффлайновые игроки зачастую просто не отслеживают свои расходы так же хорошо, как это делают соответствующие сайты. Т.е., оффлайновые минусовые игроки могут быть введены в заблуждение (или даже обманывают сами себя), думая, что они плюсовые игроки.
В целом, очень мала вероятность того, что слабый рекреационный игрок, ищущий возможность поиграть несколько часов в азартные игры, переживет сессию в 500-700 рук, особенно онлайн, где уровень мастерства на соответствующих ставках выше, чем оффлайн. Покер-румы могут попробовать создать больше развлечений для такого игрока, но вы найдете очень мало минусовых игроков, которые длительный период будут повторять неудачные сессии с очень редкими победами или совсем без них. Если онлайн игроки чувствуют, что они не могут победить, то они не будут играть, так как нет больше ничего, что могло бы развлечь их. Нет красивых официанток, которые разносят бесплатные напитки, нет забавных покерных историй, нет связи с другими игроками. Живая игра, за редкими исключениями, действительно социальная игра и опыт, который не может быть воспроизведен в интернете. Многие оффлайновые игроки знают, что они проигрывают в долгосрочной перспективе, но покер - это хобби. И иногда они выигрывают, а изредка - много.
В этом проблема онлайн покера. Рост игры зависит от количества депозитеров, но нет никаких возможностей для привлечения долгоиграющих минусовых пользователей. Скорость игры в сочетании с негативной ожидаемой доходностью ставки означает, что большинство сессий для игрока будут неудачными. А игроки хотят, по крайней мере, иметь надежду на удачный день.
Неважно, что покерные операторы делают, они не смогут уменьшить отток клиентов. Покер-румы могут помочь игрокам и частично облегчить им жизнь. Но они не смогут защитить их. Игра и акулы просто слишком быстрые.