Среди покерных игроков распространены заблуждения о роли удачи в покере. Большая часть из них не подозревают, что покер - это игра мастерства. Некоторые рекреационные игроки не способны забыть о краткосрочной перспективе и путают небольшие преимущества со слепой удачей или даже нечестной игрой. В интернете полно историй о подстроенном ГСЧ.
Хотя игра чрезвычайно изменилась за последние несколько лет, мы по-прежнему используем удивительное количество старых укоренившихся правил. В этой статье мы постараемся отвлечься от краткосрочной перспективы, чтобы наконец-то оценить роль удачи в жизни покерного игрока и как мы должны действовать в соответствии с новыми полученными знаниями.
Читайте также: Сделайте дисперсию вашим другомМоделирование вариации
Позвольте представить вам Эдди. Эдди - весьма особый игрок в покер. У него есть 19 идентичных клонов и полная информация о его винрейте (3bb/100) в безлимитном холдеме за шестиместным столом. Он решил использовать свои особые обстоятельства, чтобы провести эксперимент, который может оказаться полезным для всего покерного сообщества (и заодно выиграть немного денег в процессе).
Эдди и его клоны решили сыграть такое число рук, какое обычный покерный игрок мог сыграть за свою жизнь и остановились на числе 3 миллиона. Некоторые гриндеры могут достичь этой отметки за два года, но другие игроки вряд ли превысят 3 миллиона, даже если они играют приличные 30К или 50К рук в месяц. Получили следующие результаты эксперимента:
Этот график таит в себе сюрпризы. Большинство из нас, вероятно, может предположить, что размер выборки в 3 млн. рук - огромен и он, наверное, близок к тому мифическому и неуловимому понятию, которое называют "длинной дистанцией". Ничего подобного, и это первый важный урок, который мы извлекли из небольшого научного проекта Эдди. На самом деле невозможно всегда знать ваш уровень винрейта.
И хотя у всех Эдди абсолютно одинаковый уровень мастерства после 3 миллионов сыгранных рук, размах возможного винрейта равняется почти 2bb - от 2bb/100 до 3,6bb/100 и только у трех игроков отклонение находится в пределах 0,2bb/100 от фактического винрейта. Наиболее неудачливый Эдди выиграл около 600 бай-инов, а самый удачливый - около 1000. "Не беспокойтесь, это сгладится на длинной дистанции" теперь звучит довольно глупо наряду с "мой винрейт - Xbb/100", "это просто краткосрочная дисперсия", как и многие другие фразы об удаче, длинной дистанции и дисперсии и все, что мы слышали во время нашей покерной карьеры.
Давайте внимательнее посмотрим на самую нижнюю фиолетовую линию, которая резко уходит вниз в начале эксперимента Эдди. Хотя у всех клонов одинаковый уровень квалификации (3bb/100), у этого конкретного парня для достижения точки безубыточности понадобилось сыграть почти 700 тысяч рук, а после первых 400К было проиграно почти 100 бай-инов. Этот сценарий кажется маловероятным, но удручает, что такое в принципе возможно!
Винрейт 3bb/100 нельзя считать умопомрачительным, но этот уровень выглядит вполне прилично, особенно если вы поднимаетесь по лимитам или предпочитаете объем обучению. Становится грустно, когда представляешь, что карьера солидного игрока может преждевременно закончиться из-за злополучного даунсвинга в первые 400 тысяч рук. В конце концов "неудачливый" Эдди наверстывает упущенное и после 3 миллионов рук приходит довольно близко к фактическому винрейту с уровнем 3bb/100.
Прежде, чем нас накроет депрессия, отметим, что карьера среднего игрока с винрейтом 3bb/100 проходит достаточно хорошо. Только 3-4 других Эдди начинают с опасной зоны, но довольно быстро все приходит в норму.
Другие игроки были последовательными победителями с самого начала карьеры и хотя все испытали даунсвинги, в целом их можно охарактеризовать как успешных игроков.
Заблуждения
Давайте сформулируем несколько правил и опровергнем заблуждения, исходя из опыта Эдди:
- Мы не можем знать наш фактический винрейт. Мы можем попытаться оценить его уровень на базе адекватной выборки (вероятно, необходимый минимум - 200к рук, но такая выборка все равно будет давать вам результаты с размахом около 4bb/100) и мы должны сделать это, если покер - наш основной источник доходов. Но мы не можем быть полностью уверены в полученных результатах.
- Старое правило для банкролл менеджмент о 20-30 бай-инах для определенного лимита - чрезвычайно негибкое. Оно может отлично работать, если вы хороший игрок с постоянным доходом, но вы всегда должны придерживаться такой стратегии управления банкроллом, в которой учитываются разные факторы, а не слепо доверять некоему произвольно установленному правилу.
- Проигрыши (даже в течение длительного периода времени) не обязательно означают, что вы плохой игрок (хотя чем больше вы проигрываете и чем больше неудачный период, тем это вернее).
- Выигрыши (даже в течение длительного периода времени) не обязательно означают, что вы хороший игрок (хотя чем больше и дольше вы выигрываете, тем это вернее).
- Вы не можете контролировать дисперсию. Это не совсем верно, потому что стандартное отклонение зависит от вашего стиля игры, но если вы попытаетесь делать это сознательно, то с большой вероятностью вы повредите своему винрейту. В эксперименте Эдди предполагалось стандартное отклонение 80bb/100, что более характерно для консервативной игры (если ваш игровой стиль более агрессивный, то 90bb/100 или даже 100bb/100 были бы более реалистичными для безлимитного холдема за шестиместным столом). И после повторного моделирования для стандартного отклонения 70bb/100 возможный размах винрейта составил 1,5 bb/100, самый сильный даунсвинг был довольно значительным (почти 90 бай-инов), а самая длинная линия до точки безубыточности составила более 500к рук.
- В покере нет справедливости, математика действительно не интересуется абстрактными понятиями. Это не делает понятие справедливости ущербным (довольно трудно, если вообще возможно, построить функционирующее общество без этого понятия) - вы просто не можете применить его к дисперсии или удаче. У вас может быть одинаковый уровень мастерства с другим игроком, но все же вы можете выиграть (или проиграть) больше денег по сравнению с ним за определенный период. Это особенно важно, учитывая популярность советов вроде "Не беспокойтесь, на длинной дистанции все сгладится".
Рецепт успеха - игнорируйте то, что не можете контролировать
Карьера игрока с винрейтом 3bb/100 в целом будет складываться успешно. Конечно, и у него будут взлеты и падения, а в некоторых экстремальных случаях будет очень тяжело, но раз мы не можем реально влиять на дисперсию и не можем ожидать "справедливости" относительно наших результатов, мы должны принять ситуацию такой, какой она есть? В целом - да, и такое отношение может принести нам столь необходимый нам душевный покой.
Но все же есть один фактор, который необходимо изучить. Он действительно важен и его мы можем контролировать. Конечно, это - винрейт. Пока что мы предполагали, что это постоянная величина, но очевидно, что это неверно для большинства игроков. Мы можем улучшить игру и показатель винрейта читая статьи. смотря видео, анализируя руки, работая с учебными группами и т.д. Или мы можем уменьшить нам винрейт, пренебрегая обучением.
Давайте посмотрим, что случится если Эдди с помощью учебных материалов повысит свой винрейт до 6bb/100:
Хотя размах возможного винрейта составляет более чем 1.5bb/100, но самая длинная линия до точки безубыточности сократилась всего до 150к рук, а наибольший даунсвинг стал менее значительным (40 бай-инов). И почти все клоны Эдди сразу же начали выигрывать. Что это значит?
Карьера игрока с небольшим винрейтом проходит более сложно и менее занимательно, чем карьера игрока с солидным винрейтом. Поскольку вы можете повысить свой винрейт, то и должны сделать это основным приоритетом. Внимание к таким понятиям как "удача" и "справедливость" не поможет развитию вашей карьеры. Используйте свое время с пользой - смотрите видео и обсуждайте сыгранные руки. Вы должны поддерживать свое хорошее ментальное состояние, а когда дело доходит до преодоления дисперсия, то нет ничего лучше, чем покерное обучение.