В наши дни многие онлайн игроки используют программное обеспечение для сбора статистики и ридсов по своим оппонентам. Эти программы предоставляют вам информацию, как часто игрок делает рейз на префлопе или трибет, насколько оппонент агрессивен на префлопе и тому подобное.
Современные хедз-ап дисплеи предоставляют очень подробные статистические данные, но и не стоит их переоценивать. Достоверная статистика требует большого количества сыгранных рук, но в крупных многостоловых турнирах вы сравнительно редко будете встречаться со знакомыми игроками, а на новые столы будете перемещаться довольно часто.
К счастью, мы можем получить немного информации о своих оппонентам, даже не играя с ними, используя общедоступные данные
Official Poker Rankings (OPR).
Что нам может дать OPR?OPR похож на другие базы данных по игрокам вроде
Sharkscope, но отслеживаются только результаты по многостоловым турнирам. При этом не нарушаются правила
PokerStars и других крупных сайтов, поэтому использование данных вполне легально. Нужно отметить, что информация по ROI и выигрышам/проигрышам игроков заблокирована, если только они сами не позволят ее публикацию. Но даже без этих данных можно почерпнуть много полезной информации.
Среди самой важной информации отметим: рейтинг игрока за весь период, их ITM (попадания в призовые), средний процент вылетов по стадиям турниров. Исходя из этих данных, вы можете многое
понять о подходе игроков к турнирам, что в свою очередь подскажет вам, как против них играть.
РейтингOPR не раскрывает в полной мере свой метод расчета рейтинга. Они утверждают, что учитываются призовые, ROI и место в турнире, при этом постоянство результатов имеет важное значение для высоких значений рейтинга.
Следует помнить о важном аспекте: большинство покерных игроков в долгосрочной перспективе становятся проигрывающими игроками, а еще большая их часть близки к безубыточности. В целом, 60% игроков играют себе в убыток, 20% (60 - 80 процентили)- немного проигрывают или находятся в зоне безубыточности, 15% (80 - 95 процентили) могут похвастаться тем, что слегка прибыльные игроки и только 5% (выше 95 процентили) являются крупными победителями. Профессиональный или полупрофессиональный игрок, как правило, входит в 1% наиболее выигрывающих покеристов, если только у него не было неудачного периода.
Очевидно, учитывая дисперсию в МТТ, необходимо смотреть всю историю игрока, а не только статистику за текущий год. По игрокам, которые играют меньше одного-двух лет и не приняли еще участия в большом количестве турниров, рейтинг мало что скажет. Но вы можете получить хорошее представление относительно успешности игроков в турнирах, у которых рейтинг неизменен в течение нескольких лет, даже если вы не знаете точного значения ROI.
ITMВ типичном МТТ призы получают 12,5% участников. Основная цель покера - выиграть деньги, поэтому можно предположить, что чем выше ITM, тем лучше игрок. Но это не так.
Низкий ITM - характеристика плохого игрока, тут без возражений. Показатели ниже 10% характеризуют игрока, как значительного неудачника в долгосрочной перспективе. Вы также можете ожидать, что имеете дело с лузовым игроком, потому что у тайтового игрока обычно показатель ITM варьируется от среднего до высокого, даже если игрок проигрывающий.
Очень высокие показатели ITM, как правило, указывают на слегка прибыльного игрока, а не на крупную акулу. Еще одним подтверждением этого будет, если их рейтинг находится в диапазоне от 70% до 90%. В большинстве случаев, такие игроки больше ориентированы на попадание в призовые, а не на том, чтобы пройти как можно дальше в турнире. В зависимости от их среднего процента вылетов по стадиям турниров, они, скорее всего, придерживаются тайтового стиля, но почти всегда играют тайтово на баббле.
Средние или близкие к среднем показатели ITM трудно интерпретировать без привязки к другим данным. В сочетании с низким рейтингом, средний ITM, вероятно, указывает на не очень умелого тайтового игрока. Для многих игроков с рейтингом выше 99% характерны показатели ITM в диапазоне 12-15%. Такие игроки сосредоточены на победе в турнире, поэтому готовы пожертвовать небольшими призовыми, играя агрессивно на баббле. Поэтому необходимо принимать во внимание другие данные по игроку, чтобы выяснить, что может означать его ITM.
Средний процент вылетов по стадиям турниров и производная статистикаЭти данные позволяют вам как подтвердить ваши умозаключения, построенные на вышеуказанных данных, так и получить немного больше информации о подходе игроков к покерным турнирам. Выделено пять стадий турнира: ранняя (средний показатель 10%), ранне-средняя (средний показатель 20%), средняя (средний показатель 40%), средне-поздняя (средний показатель 20%) и поздняя (средний показатель 10%). В сочетании с ITM вы можете получить два производных показателя: индекс вылета на баббле и индекс начальных призовых.
- Ранняя и ранне-средняя стадия: эти показатели говорят нам о степени лузовости игроков и относительной разницы в степени агрессии на ранних стадиях турниров. Лузово-пассивные игроки склонны к частым вылетам на ранне-средней стадии, потому им для проигрыша всех фишек требуется определенное время. В свою очередь, для маньяков показатель ниже 10% в связи с олл-инами на ранней стадии турниров. В целом, уровень выше среднего на 1-2% указывает на плохого игрока, но для некоторых агрессивных успешных игроков показатель также может равняться или быть немного выше среднего. Если уровень ниже среднего, мы имеем дело с тайтовым игроком на ранних стадиях турнира, но не обязательно на дальнейших.
- Средняя стадия: Вероятно, это наименее информативный показатель, так как он охватывает очень большую часть турнира. Но в целом, высокий уровень показателя может свидетельствовать о пассивной и консервативной игре, в то время, как низкий уровень характеризует игрока как агрессивного и азартного, который склонен к глубокому прохождению в турнирах, если он не вылетит на ранних стадиях.
- Средне-поздняя стадия: здесь можно выделить три отдельных отрезка стадии - пребаббл, непосредственно баббл и стадия с начальными призовыми. Высокий уровень показателя может означать совершенно противоположные вещи: или кто-то очень вылетает на баббле, или же очень часто попадает в призовые. Чтобы уловить эту разницу, необходимо учитывать ITM игрока, как было описано выше.
- Поздняя стадия турнира: довольно хороший показатель уровня игрока. Если показатель ниже 10%, почти гарантированно мы имеем дело с неудачником, если же выше 10% - игроки не могут быть плохими. Здесь необходимо принимать во внимание те же предостережения, что и для ITM, но вместе с тем, необходимо учитывать, что лучшие игроки склонны к постоянной агрессивной игре, начиная со средней стадии турниров, поэтому их показатель варьируется всего лишь в диапазон от 10 до 11% для поздней стадии турниров.
- Индекс вылета на баббле: для того, чтобы узнать насколько часто игрок вылетает на баббле, вычтите из суммы показателей вылетов на средне-поздней и поздней стадий турниров показатель ITM. Предположим при 12,5% мест с призовыми, мы получили индекс вылета на баббле 17,5. Это свидетельствует об агрессии игрока, а высокий уровень индекса может означать, что мы имеем дело с очень хорошим игроком, который больше нацелен на победу, чем на получение призовых. И наоборот, от кого-то с низким уровнем индекса вылета на баббле мы можем ожидать много фолдов на баббле и розыгрышей только премиумных рук.
- Индекс начальных призовых: определяется как разность между ITM и процентом вылетов на поздней стадии турниров. Вы получите показатель, который скажет вам как часто игрок вылетает из турнира вскоре после того, как баббл лопнет. Эта группа очень узкая (2-3%), поэтому данные не являются особенно надежными, но в сочетании с очень низким уровнем индекса вылета на баббле необычно высокий уровень индекса начальных призовых может свидетельствовать о том, что игрок сосредоточен на получении денег и он часто будет согласен на сокращение стека, лишь бы попасть в призовые.
Выводы.Вы всегда сможете найти игроков с необычными данными, но большинство будут более или менее соответствовать нижеприведенным категориям. Как только начинается игра, вы предпочли бы иметь под рукой ридсы, полученные с помощью статистики HUD и ваших собственных наблюдений, но чрезвычайно полезно иметь и общее представление о том, что вас ожидает за столом, как только вы
оказываетесь за ним.
- Фиши: рейтинг ниже 60%, низкий или средний ITM и высокий процент вылетов на ранней или ранне-средней стадии турниров. Это характеристики плохого игрока, который разыгрывает слишком большое количество рук и переоценивает маргинальные руки. Эти игроки могут быть лузово-пассивными или необоснованно агрессивными. Обычно пары розыгрышей достаточно, чтобы определить манеру их игры, но очень высокий уровень вылетов на ранней стадии, скорее, определяет их как слишком агрессивных. Некоторые слабые игроки играют более тайтово на поздних стадиях турниров: индекс вылетов на баббле и ITM должны дать вам представление об их склонности к тайтовой манере, когда на кону стоит больше денег, или же им присуща та же раскованность, что и на ранних стадиях. Т.е., их игру на постфлопе легко просчитать и вы можете расширить свой диапазон для олл-ина на префлопе.
- Предсказуемые: рейтинг между 60 и 90%, средний или высокий ITM, низкий уровень вылетов на ранней стадии и низкий индекс вылета на баббле указывают на оппонента, который играет в довольно предсказуемой тайтово-агрессивной манере в большинстве турниров, а на баббле стиль становится еще более тайтовым. Некоторые из них могут играть креативно или в лузово-агрессивном стиле на ранних стадиях, но обычно стоит подозревать у них обоснованную руку, когда вы играете с более-менее равными шансами, особенно приближаясь к бабблу на финальном столе. Основными целями для них становятся кражи байндов и рестилы.
- Акулы: высокий рейтинг, немного выше среднего ITM, высокий уровень вылетов на средней и средне-поздней стадии турниров и высокий индекс вылетов на баббле указывают на типичную акулу. Большинство акул играют очень тайтово на ранних стадиях турнира, а затем резко меняют тактику и начинают использовать кражу блайндов, легкие трибеты и тому подобное, в то время как предсказуемые игроки на этой же фазе турнира начинают играть более тайтово. Обычно, лучше не привлекать их внимания, но иногда их агрессию можно использовать, особенно, если они считают, что вы ориентируетесь на их тайтовый образ, который дает HUD, и не предвидите смену тактики. Для того, чтобы играть с прибылью против акул необходимо применять сложные приемы (блаффкатчинг, провоцирование сквиза, легкие 4-беты и т.д.) и быть готовым сильно рисковать вашим стеком.
ПредостереженияДва фактора могут существенно влиять на статистику игроков: большое количество сыгранных сателлитов и частое участие в турнирах с ребаем.
В сателлитах не придерживаются обычного правила награждать призовыми 12,5% участников: в некоторых сателлитах в среднем полагается один билет на трех игроков, в других - только один билет на сотню игроков. Если игрок часто играет в сателлитах, его показатель ITM ненадежен. Чтобы не вводить себя в заблуждение, смотрите колонку Rank на вкладке Best Poker Results. Если вы там увидите много “1st ties”, это указывает на участие в сателлитах с большим количеством билетов. В таком случае необходимо игнорировать ITM игрока и сосредоточиться на его показателям вылета по стадиях турниров.
Ребаи, в свою очередь, существенно снижают показатели вылетов на ранней стадии турниров. Довольно часто по крайней мере 10% участников турниров с ребаями меняют свои первоначальные планы и покидают турнир до того, как истечет время на ребай. Это значит, что игроки, сделавшие ребай, практически никогда не попадают в первые 10% вылетевших игроков. Поэтому, если вы видите игрока с абсурдно низким показателем вылетов на ранней стадии, проверьте как часто они участвуют в турнирах с ребаями. Это можно посмотреть в общих отчетах по турнирах.
Подобную статистику предоставляют и другие сервисы, например, Sharkscope. Но Sharkscope включает в свою статистику и результаты сит энд гоу, в том числе хедз-ап. Участвуя в хедз-ап игрок автоматически попадает в нижние или верхние 10% показателя вылетов по стадиям турниров, что существенно корректирует общие результаты по турнирам.
Автор: Алекс Уэлдон
Хорошая статья,но выводы по поводу непредсказуемых игроков сводят все на гадание на Кофейной гуще! Просто это надо было в Поскриптум свести!!! А так-прекрасный перевод!